– пусто

Маркировка товара

Обязательная маркировка товаров: что это такое, кому она нужна и как накажут нарушителей

На сегодняшний день идет множество дискуссий по поводу маркирования товаров. Немало тех, кто уже столкнулся с этим и провел работу по внедрению в свой бизнес всех вспомогательных инструментов – оборудования, контрольно-кассовой техники, советующих программных продуктов. Производителям, поставщикам и реализаторам для этого потребовались определенные усилия и затраты, чтобы не остаться вне закона и правильно осуществлять взаимодействие с государственной системой, в которой теперь осуществляется контроль за движением определенных групп товаров. Но в нашей стране этот путь предстоит пройти еще очень многим предприятиям, так как в планах государства переход на инновационный высокотехнологичный мониторинг большого числа групп товаров. Поэтому стоит разобраться, что из себя представляет данная система и как она работает.  

 

Обязательная товарная маркировка: ее суть и цели внедрения

В России с недавнего времени в сфере торговли товарами широкого потребления начала действовать система идентификации и отслеживания каждой единицы товара на всех этапах товарооборота. В рамках законодательства было принято решение о маркировке товаров с целью предотвращения поступления на рынок контрафактной и фальсифицированной продукции.

Процесс маркировки представляет собой нанесение на каждую единицу товара уникального, единственного в своем роде, идентификационного кода. Данный код не может повторяться и окончательно уничтожается после продажи товара конечному потребителю. Коды имеют официальное название – контрольные идентификационные знаки (КиЗ). Они содержат в себе следующую информацию: наименование товара, страна производства, данные производителя и его местонахождение, бренд и т.д.

С 2018 года началось активное внедрение в жизнь решения о маркировке продукции и в течение определенного времени была осуществлена успешная реализация данного проекта. Первыми группами товаров, подлежащих обязательной маркировке, стали лекарственные препараты, меховые изделия и алкогольная продукция. С 2019 года планируется по той же схеме запустить маркировку табачных изделий. В связи с этим всем представителям розничной торговли табачными изделиями потребуется обеспечить рабочие места соответствующим торговым оборудованием и программными продуктами, позволяющими взаимодействовать с единой системой мониторинга. Одним из обязательных видов оборудования являются 2D сканеры для считывания кодов. Компания РОКАС предлагает выгодно купить сканеры штрих-кодов, гарантируя надежность, долговечность и высокое качество поставляемой техники.

Современное оборудование и ПО позволяют государственным органам отслеживать движение каждой единицы продукции в общем товарообороте страны, а потребители товаров могут самостоятельно проверить легальность и все данные при помощи бесплатного мобильного приложения от ФНС РФ – «Проверка товаров», которое доступно для платформ iOS и Android.

 

Принципы работы системы мониторинга маркированных товаров

Производители, поставщики и продавцы, то есть все участники процесса товарооборота продукции, подлежащей по закону обязательной маркировке, должны быть постоянными пользователями так называемой единой системы мониторинга. Для различных видов продукции используются разные системы мониторинга:

 

Для алкоголя – Единая государственная автоматизированная информационная система (ЕГАИС);

Для лекарств - Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения;

Для меха - Информационный ресурс маркировки.

Первоначально осуществляется регистрация в системе, которая является бесплатной для всех – производителей и поставщиков. Ключевым техническим моментом при этом является наличие усиленной электронной подписи. После регистрации производитель вносит описание всех товаров и запрашивает необходимое количество кодов – на каждую единицу продукции. Добровольная маркировка предполагает бесплатное получение кодов, а обязательная предусматривает определенную плату, которая включается производителями в себестоимость продукции. В 2018 году добровольная маркировка действовала при распространении табачный изделий, а обязательная – алкоголя, лекарств и вещей из натурального меха.

Система автоматически генерирует уникальные коды, дублирование невозможно. Получив их, производитель наносит на продукцию, после чего имеет право пускать товары в оборот. Данный этап отражается в системе мониторинга следующим образом: получение сведений об изготовлении товара, генерирование и присвоение КиЗ, передача поставщику (смена собственника продукции) и выпуск в оборот. Передача в оборот продукции без нанесения на нее сгенерированных кодов преследуется по закону.

Обязательной является также механическая сверка кодов, нанесенных на товар, с кодами, указанными в документации (товарных накладных и т.д.). Это касается как оптовых поставщиков при получении ими крупных партий от производителя, так и розничных торговцев, которые принимают продукцию для ее реализации конечному потребителю. При продаже код считывается через сканер, происходит реализация с использованием онлайн-кассы и ОФД, а информация о том, что товар продан и его код уже недействителен, попадает в систему мониторинга. Таким образом, весь путь движения товара отражается в системе, которая сгенерированный на первом этапе код безвозвратно уничтожает на последнем.

 

Пройденные этапы введения обязательной маркировки товаров

Законодательной основой для введения в России масштабной обязательной маркировки товаров выступает Федеральный закон от 31.12.2017 №487-ФЗ. Датой вступления его в силу является 1 января 2019 года. Главные принципы работы системы обязательной маркировки были утверждены распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 г. № 791-р.

Главным отличием маркировочных нововведений является именно потоварное присвоение уникальных кодов, то есть маркирование не партии, а каждой единицы товара (одной пачки сигарет, бутылки алкоголя и т.д.). Такой подход был выбран в связи с тем, что существующие ранее методы контроля, такие как акцизные марки и сертификаты соответствия оказались не совсем состоятельными. Не всегда удавалось отследить легальность продукции среди большого объема товарооборота, не раз всплывали случаи подделок и фальсификаций, повторного использования марок. Поэтому на усовершенствованную и основанную на современных технологиях систему возлагаются серьезные надежды в плане общегосударственного контроля за легальностью продукции.

Процесс перехода на повсеместную обязательную маркировку продукции прошел следующие этапы: 

С 12.08.2016 в РФ и ряде других стран был осуществлен запуск проекта по обязательной маркировке меховых изделий уникальными кодами. Все требования и правила учета и мониторинга данного группы товаров законодательно закреплены в  Постановлении Правительства РФ от 11.08.2016 №787.

24.01.2017 было принято Проставление Правительства РФ № 62, которое ознаменовало собой начало перехода к обязательной маркировке лекарственных препаратов. Росздравнадзор информирует о достижении планов государства, заключающихся в полном охвате индивидуальной маркировкой зарегистрированных лекарственных препаратов к концу 2018 года.

01.02.2018 года началось внедрение маркировки алкогольной продукции, полная информация о которой передается в ЕГАИС. А с 01.07.2018 года работа в ЕГАИС 3.0 стала общеобязательной и полностью исключающей дублирование марок.

 С 2018 года начался эксперимент по добровольной маркировке табачных изделий и обуви.

 2019 – год перехода с добровольной на обязательную маркировку, а также внедрение данной системы в торговлю целым перечнем определенных видов товаров.

 

 

 

 

 Какая продукция подлежит обязательной маркировке в 2019 году

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р перечень товаров, подлежащих обязательной маркировке, включает в себя 10 товарных позиций. Приведем данный список:

 

  • табачная продукция;
  • духи и туалетная вода;
  • шины и покрышки;
  • предметы одежды из натуральной или композиционной кожи (включая рабочую одежду);
  • блузки и блузы трикотажные машинного или ручного вязания (женские и для девочек);
  • пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки, ветровки, штормовки и аналогичные изделия (мужские и для мальчиков);
  • тот же список вещей, но женских и для девочек
  • обувные товары
  • белье постельное, столовое, туалетное и кухонное;
  • фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки.

Законом были установлены сроки введения обязательной маркировки: для табака с 01.03.19, для обуви с 01.07.19, а для всех остальных товаров из списка – с 01.12.19.

 

Особенности перехода на обязательную маркировку табачных изделий

 Комплекс процедур по внедрению маркировок был предложен Центром развития перспективных технологий (ЦРПТ) с целью прослеживания товародвижения табачной продукции на территории РФ и устранению с рынка контрафактных товаров. Независимо от того, что обязательная маркировка в соответствии с законом вводится с марта 2019 года, эксперимент на добровольных началах действует с января 2018 года. Он регламентируется Постановлением Правительства от 27.11.2017 № 1433 и заключается в следующем:

ЦРПТ присваивает каждой единице табачной продукции уникальный код, а информационная система мониторинга табачной продукции (ИС МОТП) по этом коду отслеживает весь путь от поставщика до конечного потребителя. 

Участники эксперимента должны быть зарегистрированы на Информационном ресурсе оператора ЦРПТ. Порядок регистрации указан в Методических рекомендациях, утвержденных распоряжением Минпромторга от 25.12.2017. После регистрации производитель передает данные о табачной продукции. Вся информация заносится в реестр оператора. Затем оператор передает необходимое количество автоматически сгенерированных уникальных кодов, которые производитель наносит на упаковку. Об этом тоже сообщается оператору, который заносит использованные коды в другой реестр.

На сигаретные пачки, блоки и коробки сейчас наносят двумерные штрихкоды DataMatrix. Эти коды сверяются с данными первичных документов при каждой перепродаже табачных изделий. При этом оператору сообщается о смене собственника продукции. Финальный контроль происходит на стадии продажи сигарет конечному покупателю.

Продавец считывает штрих-код, и информация о выбывшем из оборота коде поступает в фискальный накопитель кассы. В дальнейшем сведения о штрих-коде передаются ОФД, а оттуда – оператору системы мониторинга. Использованный код списывается и удаляется из реестра оператора.

 
Что грозит нарушителям закона об обязательной маркировке товаров

Рассмотрим административную ответственность за несоблюдение законодательных требований в сфере обязательной маркировки товаров, а также размеры штрафов, налагаемых на предпринимателей и организации различных форм собственности.

Согласно ч.1 ст. 15.12 КоАП РФ производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 до 10 тыс. руб., на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.

Согласно ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ продажа немаркированной продукции облагается штрафом в размере от 2 до 4 тыс. руб. для физ. лиц, от 5 до 10 тыс. руб. для ИП, от 50 до 300 тыс. руб. юр. лиц. Те же меры предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта.

Значительные размеры штрафов грозят производителям немаркированных сигарет и алкоголя, а самые крупные – распространителям данной продукции. 

Согласно ч. 3 ст. 15.12 КоАП РФ установлены взыскания за производство алкоголя и сигарет: для ИП от 10 до 15 тыс. рублей, для юридических лиц от 100 до 150 тыс. руб.

Оборот немаркированных сигарет и алкоголя в соответствии с ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ будет стоить нарушителям дорого: для физлиц от 4 до 5 тысяч рублей, для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей.

Наряду со штрафом за все вышеперечисленные правонарушения осуществляется изъятие (полная конфискация) немаркированной продукции.

Уголовная ответственность за производство, приобретение, хранение, перевозку и сбыт немаркированных товаров предусмотрена ст. 171.1 УК РФ. Уголовная ответственность наступает лишь в случаях, когда стоимость немаркированной продукции превысит крупный и особо крупный размер (если сумма превышает 1,5 млн рублей).

Отсутствие маркировки у крупной партии непродовольственных товаров грозит участникам товарооборота штрафом в до 300 тыс. руб. или тюрьмой на срок до трех лет со штрафом до 80 тыс. руб. (ч. 1 ст. 171.1 УК РФ).

Самые строгие меры наказания предусмотрены за оборот в крупном размере алкоголя и табачных изделий без маркировки. Это наказывается штрафом до 500 тыс. руб. либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом до 120 тысяч рублей (ч. 5 ст. 171.1 УК РФ). Причем крупным размером здесь признается стоимость немаркированной алкогольной продукции и табачных изделий, превышающая 100 тысяч рублей (прим. 2 к ст. 171.1 УК РФ).

 
 

Мы гарантируем быстрое
и качественное обслуживание
Гарантия качества 100% на всю
продукцию нашей компании
У нас работают только
дипломированные специалисты!
Наши контакты

г. Ростов-на-Дону
пер. Машиностроительный, д. 7/110

+7 (863) 308-24-58

+7 (988) 990-45-54   

+7 (988) 990-45-54   

Заказать звонок

Популярные вопросы
Новости и акции
15.01.2019
Еще удобнее, меньше места, больше возможностей.
09.01.2019
Что ждет малый бизнес в 2019 году . Часть 1
28.12.2018
Поздравляем Вас с наступающим 2019 годом.
Все новости
 
Закрыть
Напишите нам
 
Имя Отчество:
 
E-mail:
*
 
Номер телефона:
*
 
Сообщение:
 
Изменить число
*
Введите текст с картинки:
 
*
- поля, обязательные для заполнения!
 

Нажимая кнопку «Отправить сообщение», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности

 
 
Заказ обратного звонка
Имя Отчество:
 
Номер телефона:
с кодом города
 
 

Нажимая кнопку «Отправить заявку», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности

 
 
Нашли дешевле?
Мы гарантируем снижение цены при следующих условиях:
  • товар конкурента имеется в наличии
  • товар доступен для заказа
  • товар идентичен нашему
  • стоимость доставки товара и её сроки схожи
 
Имя Отчество:
 
Номер телефона:
с кодом города
 
Ссылка на товар
другого магазина:
 
Наш товар:
 
Комментарий:
 

Нажимая кнопку «Отправить», вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии c политикой конфиденциальности