Как кофейне работать с маркировкой в 2024 году
Добавление молока в кофе и продажа воды гостю являются обычными действиями для кофейни. Однако в контексте системы маркировки это два различных способа вывода товаров из оборота, для каждого из которых установлены свои сроки и правила. Этот текст поможет избежать путаницы и корректно организовать работу с маркированными товарами.
Мы объясним, как действовать сотруднику кофейни в ситуациях продажи маркированных товаров и их использования в баре. Также рассмотрим сложные случаи, когда сложно отличить продажу от предоставления услуги.
Что требуется для работы с маркированными товарами в кофейне
Прежде чем приступить к работе с маркированными товарами в кофейне, убедитесь, что у вас есть всё необходимое:
-
УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) — для приёма маркированных товаров и работы с «Честным ЗНАКом». Её можно получить в удостоверяющем центре ФНС.
-
Регистрация в «Честном ЗНАКе» — личный кабинет в этой системе обязателен для использования и продажи маркированных товаров.
-
Касса с кассовым и товароучётным программным обеспечением, поддерживающим продажу маркированной продукции. Например, комплексные решения АТОЛ SIGMA.
-
ЭДО (электронный документооборот) — сервис для обмена электронными документами с поставщиками маркированных товаров. В АТОЛ SIGMA есть встроенное ЭДО.
-
2D-сканер штрихкодов — для считывания кодов DataMatrix, используемых в системе маркировки.
-
Договор с оператором фискальных данных (ОФД) на передачу сведений о продаже в «Честный ЗНАК». Убедитесь, что договор включает услугу передачи данных о продаже маркированных товаров.
Работа с маркированными товарами в кофейне включает следующие этапы:
-
Получение товара от поставщика: сотрудник кофейни получает маркированные товары от поставщика и подтверждает полученный УПД. Информация о смене собственника продукции автоматически передаётся в систему «Честный Знак».
-
Изменение статуса собственности: после подтверждения УПД статус собственности товара меняется в системе «Честный Знак», и продукция может быть использована для собственных нужд кофейни (например, для приготовления напитков и блюд).
-
Списание товаров: сотрудник кофейни заходит в личный кабинет «Честного ЗНАКа», указывает товары для списания и причину списания — «Для собственных нужд». Это необходимо сделать в течение трёх дней с момента вскрытия упаковки.
-
Продажа товаров: при реализации продукции сотрудник сканирует код маркировки на кассе и формирует чек. Данные о продаже автоматически передаются в «Честный ЗНАК».
В 2024 году кофейням необходимо принимать молочную продукцию и воду от поставщиков с использованием электронных документов и передачей данных в систему «Честный Знак». Для этих категорий товаров пока разрешается использовать бумажные накладные без передачи информации в систему.
Чтобы принять маркированные товары, следуйте этим шагам:
-
Пригласите вашего поставщика к обмену электронными документами через модуль «Маркировка». Это нужно сделать только один раз, после чего вы сможете свободно обмениваться документами с электронной подписью.
-
Определите подходящий способ учёта товаров: объёмно-сортовой (ОСУ) или поэкземплярный. Для молочной продукции и воды в 2024 году используется ОСУ. Поставщик может не указывать код маркировки в УПД:
-
для воды — до 1 марта 2025 года;
-
для молочной продукции с длительным сроком хранения (более 40 дней) — до 1 июня 2025 года;
-
для скоропортящейся молочной продукции (срок хранения до 40 дней) — бессрочно.
Вместо кода маркировки поставщик указывает GTIN товара и его количество.
Обратите внимание, что использование объёмно-сортового учёта (ОСУ) не исключает необходимости наличия кода маркировки на упаковке товара. Если код отсутствует, приём товара запрещён.
Получите товар и откройте в электронном документообороте (ЭДО) полученный от поставщика универсальный передаточный документ (УПД). Сравните информацию в документе с фактическим товаром. Для этого отсканируйте коды маркировки или GTIN на товарах. При обнаружении расхождений они сразу отобразятся на экране.
Если всё корректно, нажмите «Принять УПД» и дождитесь изменения статуса собственности в системе «Честный Знак». Обычно этот процесс занимает несколько минут. Если обнаружены несоответствия, нажмите «Отклонить УПД».
Как списывать и продавать маркированные товары
После принятия УПД кофейня может хранить маркированную продукцию на складе и списывать ее.
В системе маркировки предусмотрено 15 причин для списания, в том числе:
-
Розничная реализация.
-
Использование для собственных нужд предприятия (в том числе отпуск в производство).
-
Повреждение (брак) товаров.
-
Утрата товара.
-
Конфискация товара.
-
Истечение срока годности.
-
Использование в качестве демонстрационных образцов.
О любом списании маркированного товара кофейня информирует систему «Честный ЗНАК». В случае розничной продажи это делает касса. Сотрудник кофейни сканирует код маркировки, и после закрытия чека касса сама отправляет сведения в ОФД, а тот в свою очередь — в «Честный ЗНАК».
В остальных случаях о списании сотрудники кофейни сообщают самостоятельно через личный кабинет «Честного ЗНАКа». В том числе это нужно делать при списании маркированного товара в целях приготовления напитка или блюда.