Маркировка: как работать с «Честным знаком»
Обязательная маркировка товаров в России постепенно набирает обороты, в систему включаются новые группы.
С 1 сентября 2023 года вступили в силу новые правила маркировки для шести товарных групп: детская вода, безалкогольные напитки, медицинские изделия, антисептики, БАДы, кресла-коляски.
Все участники, вовлечённые в оборот этих товаров, должны зарегистрироваться в системе маркировки «Честный Знак». Производители и импортёры также должны описать свои товары в каталоге. Необходимо настроить процессы заказа и нанесения кодов, а также предоставления отчётности по этим процессам.
«Честный Знак» — это российская система маркировки товаров, предназначенная для отслеживания их пути от производителя или импортёра до потребителя. Одна из её задач — борьба с незаконным оборотом товаров. По информации с сайта «Честный Знак», на конец августа 2023 года в системе зарегистрировано более 590 тысяч индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Что нужно для начала работы в системе «Честный знак»?
Чтобы работать с системой «Честный Знак», бизнесу необходимо выполнить следующие шаги:
-
Зарегистрироваться в системе «Честный Знак»:
-
оформить квалифицированную электронную подпись (КЭП);
-
установить программное обеспечение (ПО) для КЭП и настроить рабочее место;
-
подключиться к электронному документообороту (ЭДО).
-
Создать личный кабинет на сайте «Честный Знак».
-
Выбрать оператора электронного документооборота и подключиться к нему.
После выполнения этих шагов бизнес сможет работать с маркированными товарами, отправлять данные о товаре и получать коды, а также информировать участников товарооборота об изменениях в программе на официальном сайте честныйзнак.рф.
Электронный документооборот
После выпуска товара производитель заказывает коды для маркировки на портале «Честный знак» напрямую или через программу автоматизации. Стоимость одного кода маркировки составляет 50 копеек без учёта НДС. Коды можно заказать с запасом.
Для передачи товара дистрибьютору необходимо отправить универсальный передаточный документ (УПД). Получить УПД напрямую от «Честного знака» невозможно, так как приход, перемещение и заказ кодов маркировки осуществляются через оператора электронного документооборота (ЭДО). Работать можно непосредственно в «Честном знаке» или в других программах, таких как СБИС, 1С, Контур. Диадок.
Как работать с кодами маркировки?
Если вы продаёте товары в розницу, вам понадобится двумерный сканер для работы с кодами маркировки. Он позволит проверить правильность считывания кодов при продаже. Существуют проводные и беспроводные сканеры, выбор зависит от расстояния между товаром и сканером. Если у вас небольшой объём продаж, можно использовать мобильное приложение для сканирования товаров. Для крупных объёмов предусмотрены терминалы сбора данных.
Объемно-сортовой учет
В определённых категориях товаров используется объёмно-сортовой учёт (ОСУ). Среди них, например, молоко, вода и биологически активные добавки (БАД).
В настоящее время компаниям не требуется присваивать код каждой единице товара и отслеживать его.
Вместо этого мы можем передавать код GTIN (Global Trade Item Number — универсальный код товара, позволяющий идентифицировать любой предмет торговли),
код товарной группы и количество товаров. Затем компания списывает товары в штуках, и система «Честный знак» понимает, что эта партия была списана.
Как осуществить возврат товаров поставщику?
Чтобы вернуть поставщику маркированные товары, полученные с использованием универсального передаточного документа с типом товарооборота «Продажа», необходимо выполнить обратную отгрузку с помощью УПД. Если товар получен с использованием УПД с типом товарооборота «Комиссия» или «Агент», возврат производится с указанием типа товарооборота «5 — возврат от агента». Также для возврата идентификационных кодов можно использовать универсальный корректировочный документ.